Базовые правила игры

Игра-филлер «Гештальтер» представляет собой семь колод двусторонних карточек, которые помогают за несколько минут прояснить состояние клиента и вывести его на раскрытие запроса. Может применяться вместе с другими трансформационными играми или в процессе терапии как метафорические карты.

Колоды из 100 двусторонних карточек разделены на 7 типов: «Сессия», «Время», «Глагол», «Чувство», «Потребности», «Вопросы» и «Метамодель НЛП». Они содержат стандартные фразы и выражения, а также различные уточняющие вопросы. Процесс игры и применения подробно описан в вебинаре:

Механика игры: 

После получения карты со случайным выражением каждый игрок, который ходит, обязан высказаться, а потом ответить минимум на три вопроса группы или ведущего. В том случае, если игрок молчит или отказывается отвечать три раза, он обязан выйти на обязательную терапевтическую сессию к ведущему (терапевту).

В случае, если участник уже ответил на три вопроса или если ощущает боль от вскрытой проблемы, он может сказать: «Мне хватит!», тогда ход переходит к следующему игроку. Также игрок может претендовать на большее количество вопросов, если ни группа, ни ведущий не против, а игроку требуется больше внимания.

Отводите на каждый ход-розыгрыш не более 15 минут. В случае выявления у участника острого, срочного и важного запроса остановите игру и организуйте игроку индивидуальную сессию длительностью 30-50 минут.

Пример розыгрыша

1. В свой ход игрок случайным образом выбирает по одной карте из колод «Время», «Глагол» и «Чувства» и не глядя выкладывает их перед собой любой из двух сторон вверх.
2. Другие участники разбирают по одной карточке из колод «Вопросы» и «Метамодель НЛП».
3. Игрок, который ходит, зачитывает получившееся выражение по формуле:

«Время» – «Глагол» – «Чувство»

4. Игрок должен вспомнить случай, событие из своей жизни или вслух описать свое состояние в момент, перекликающийся с получившимся выражением.

Например:
Петр Алексеевич получил фразу: «Никогда не испытываю боль»:

Тогда он размышляет, в каких случаях такое определение имеет место, и вспоминает, что действительно никогда не испытывает моральной боли от чужих страданий и переживаний, относится к этому абсолютно спокойно.

5. Остальные игроки имеют право доложить к получившейся фразе свои карточки с вопросами любой стороной и заставить игрока развить свой ответ.

Например:
Светлана Лазаревна добавляет вопрос: «И как нам вести себя в связи с этим?», дополняя свое действие фразой: «Я ощущаю тебя, Петр, абсолютно черствым человеком! Мне непонятно, как с тобой общаться, и небезопасно быть рядом с тобой, если у меня случится беда, потому что я не пойму, как ты ко мне относишься…»

6. Ходивший игрок должен ответить на поставленный вопрос и парировать реплики других игроков. В случае отказа он получает штрафной балл. Игра ведется до трех штрафных баллов. Игрок, набравший штрафные баллы первым, должен взять индивидуальную терапевтическую сессию у ведущего.

Например:
Петр Алексеевич не хочет получить штраф и отвечает Светлане Лазаревне: «Я предпочитаю не истерить по мелочам. Надо будет помочь – помогу. Вы можете в любой момент обратиться ко мне. Главное ведь не стенать над проблемой, а эффективно решать ее любой ценой и быстро! Я человек деловой и рациональный».

7. В расширенной версии игры для прояснения ответов игроков и их запросов также можно применять и уточняющие вопросы из колоды «Метамодель НЛП»:

Например:
Ирина Анатольевна втягивается в беседу и подкладывает Петру Алексеевичу очередной вопрос: «Почему ты решил, что XYZ?», разворачивая его подробнее: «Петр, скажи, а почему ты решил, что ты – рациональный и деловой человек? Только потому, что не испытываешь никаких эмоций к страданиям других людей?»

XYZ в данном случае – это элемент словесной формулы. Вместо такого сочетания букв вы подставляете фразу или слово, которые хотите уточнить, и озвучиваете их игроку. Рекомендуем более подробно ознакомиться с метамоделью НЛП и уточняющими вопросами самостоятельно.

8. Далее в процессе розыгрыша добавляются все новые и новые вопросы, и группа втягивается в дискуссию. Таким образом «Гештальтер» помогает психологам ускорить динамику терапевтических, диагностических и обучающих групп.

Карточки можно использовать в другом порядке по желанию игрока и с разрешения ведущего. Можно предложить игроку перевернуть карточку и изменить случайное выражение. Можно заменить колоду «Чувство» на колоду «Потребности», так игра изменит свою направленность и оттенок. Учтите, что работа с потребностями, как правило, намного глубже!
Главное, за чем обязан следить опытный психолог или терапевт в игре, – оценочные суждения, навязанные интроекты, проекции, безличные обращения, неуважение, абстрагирование, уход в себя. Впрочем, все это стандарты общения, с которыми постоянно сталкиваются профессионалы. Уже по тому, как общается группа, можно сделать некоторые выводы о проблемах, с которыми пришли люди.

9. Для более глубокой игры можно начинать и поддерживать ее карточками из колоды «Сессия».

Подробные правила описаны в настольной игре!