Цель игры
Прояснить, что в данный момент беспокоит человека, выявить наиболее важный и актуальный запрос в группе, максимально быстро перевести ее в режим активного общения. Диагностическая карточная игра для психологов «Гештальтер» может применяться как инструмент повышения динамики группы и для индивидуальных консультаций, как аналог метафорических ассоциативных карт, использоваться вместе с другими играми как их составная часть. «Гештальтер» относится к разряду игр-филлеров, хотя может применяться и как самостоятельная полноформатная игра. Столь широкая сфера применения игры доступна за счет модульного построения.
В игре могут участвовать от 2 до 8 человек (может быть применена и для групп до 30 человек). Возраст участников – от 14 лет. Однако опытные детские психологи могут применять «Гештальтер» в своей практике. Время игры – от 10 минут до нескольких часов.
Теоретическое обоснование
Идея работы с клиентом в психологической практике через эмоции и чувства восходит к трудам К. Изарда. Он одним из первых описывает фундаментальные эмоции. Затем в своем труде «Психоэволюционная теория эмоций» их глубже рассматривает Роберт Плутчик и создает свое знаменитое «Колесо эмоций». Этими же вопросами задаются Генри Келлерман в «Структурной теории личности» и Пол Экман, который описал свою «Большую шестерку». Многие психологи используют аффекты, чувства и эмоции в своей практике в различных сферах – от терапии до клинических исследований. НЛП-мастера даже способны раскрывать преступления, основываясь на реакциях человека. Об этом написано множество научно-популярных и публицистических книг, сняты сериалы и фильмы.
В гештальтпсихологии работа с чувствами просто незаменима! Узнавая, что человек чувствует здесь и сейчас, гештальт-терапевт подводит клиента к формулировке запроса и обозначает текущую проблему для проработки. «Колесо чувств» описано у Риммы Ефимкиной в книге «Косяки начинающих психоконсультантов», а у Льва Черняева есть статья «Взгляд гештальт-терапевта на базовые эмоции», раскрывающая основные человеческие эмоции и чувства подробнее.
Для диагностической игры «Гештальтер» мы собрали самые типичные чувства, эмоции и аффекты. Подобрали глаголы, которые чаще всего с ними связаны, и добавили временные диапазоны. Из чувств, потребностей, глаголов и наречий складываются словесные выражения. В дополнение к ним есть три разновидности вопросов: стартовые, проясняющие и уточняющие.
Для более качественного и эффективного ведения игры советуем изучить прилагаемый список литературы, пройти обучение методам применения НЛП и гештальт-подхода в терапии.
Источники и литература:
- Фундаментальные эмоции по К. Изарду.
- Психоэволюционная теория эмоций. «Колесо эмоций» Роберта Плутчика.
- Структурная теория личности Генри Келлермана.
- «Колесо чувств» Риммы Ефимкиной.
- «Большая шестерка» Пола Экмана.
- «Метамодель НЛП».
Что в комплекте?
- Коробка с удобным ложементом для карточек.
- Брошюра с теорией и правилами.
- Колода «Сессия» – 14 выражений для старта, поддержки и завершения сессии.
- Колода «Время» – 16 наречий, определяющих время.
- Колода «Глагол» – 42 глагола.
- Колода «Чувство» – 42 определения чувств, эмоций и аффектов.
- Колода «Потребности» – 42 существительных и выражения, отражающих основные человеческие потребности.
- Колода «Вопросы» – 24 стандартных вопросов гештальт-терапевта.
- Колода «Метамодель НЛП» – 20 уточняющих вопросов нейролингвистического программирования.
Сфера применения
- «Гештальтер» разработан для тех, кто хоть раз встречал в своей практике следующие проблемы:
- Клиент приходит на консультацию и молчит, скрывая беспокойство.
- Шеринг в терапевтической группе растягивается на часы.
- Процесс групповой терапии зависает и не может сдвинуться с мертвой точки.
- Теряются драгоценные минуты, пока незнакомые друг другу участники преодолевают стеснение, прежде чем группа начнет эффективно работать.
- Игрок не знаком с технологией МАК и долго не может подобрать ассоциацию.
- На корпоративе хочется сыграть во что-то более умное, чем разговорные патигеймы.